• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики

Ефимушкин В. А., Ледовский Т. В., Щербакова Е. Н.

T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2017. Т. 11. № 5. С. 15-20.

Глава в книге
Architecture of Integrative Information and Communication System Developed Based on the Results of Space Activities in the Agro-Industrial Complex

Dorofeev A., Кукшин А. И.

In bk.: Proceedings of the 7th International Conference on Information Communication and Management. ACM, 2017. P. 78-82.

Железнодорожный транспорт

В современных условиях особое значение начинают приобретать задачи мониторинга состояния объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и природно-техногенных систем в зонах, прилегающих к железнодорожным магистралям, так как протекающие природно-технологенные процессы могут привести к возникновению дефектов и деформаций, аварий и катастроф.

Объектами мониторинга становятся системы, включающие:

  • техногенные объекты – земляное полотно, энергосистемы, наземные и подземные линии коммуникаций и пр.;
  • природные объекты – водотоки, растительность, экзогенные и геологические процессы (оползни, обвалы, сели, просадки, карст, овражная и склоновая эрозия, абразия морских берегов, комплексы криогенных процессов на территориях с вечной мерзлотой, дефляция, заболачивание).

Современные методы получения пространственных данных с использованием космических навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, космических систем дистанционного зондирования Земли, дополненных средствами аэросъёмки и ГИС-технологиями, открывают принципиально новые возможности в решении задач обеспечения потребностей железнодорожного транспорта. Основные направления использования космических технологий на железнодорожном транспорте представлены на рисунке 1.

Основные направления использования космических технологий на железнодорожном транспорте

 

Особенностью применения спутниковых технологий ДЗЗ в интересах такой высокотехнологической отрасли, как железные дороги, является потребность в данных высокого разрешения (не хуже 1 м), позволяющих уверенно распознавать и оценивать независимо от метеорологических условий состояние объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, проводить анализ ситуаций в полосе отвода и охранных зонах железных дорог, на прилегающих к ним территориях с повышенным риском возникновения опасных природных или природно-техногенных процессов.

Железнодорожные службы должны иметь возможность оперативного доступа к данным с целью использования их в процессе подготовки и принятия решений при управлении перевозками и контроле за движением поездов, обеспечения комплексной безопасности движения, мониторинга критически важных объектов, потенциально опасных объектов инфраструктуры и опасных грузов, оперативного управления и реагирования, а также при ликвидации последствий разгула стихий и техногенных катастроф.

Основными задачами использования космических систем в интересах железнодорожного транспорта являются:

1. Мониторинг и управление транспортными средствами:

  • железнодорожными подвижными составами на магистральных линиях;
  • железнодорожными транспортными средствами на станциях и при формировании составов;
  • специальным транспортом;
  • связь пунктов управления, объектов и подвижных средств;
  • оперативное и долгосрочное планирование железнодорожных перевозок;
  • мониторинг местоположения и состояния грузов.

 

2. Обеспечение безопасности железнодорожного транспорта:

  • оценка и прогноз экзогенных геологических процессов, включая оползни, обвалы, сели, просадки и др.;
  • предотвращение рисков развития неблагоприятных процессов техногенного и природного характера;
  • прогнозирование и предотвращение аварийных (катастрофических) ситуаций;
  • контроль перевозки особо важных и опасных грузов;
  • принятие сообщений по космической системе КОСПАСС-САРСАТ;
  • контроль и оценка состояния чрезвычайных ситуаций, обеспечение надёжной связи при их ликвидации;
  • обеспечение проведения антитеррористических мероприятий.

 

3. Мониторинг и управление состоянием техногенных объектов:

  • железнодорожные пути и инженерные сооружений;
  • земляное полотно, искусственные сооружения, наземные и подземные линии коммуникаций и другие объекты;
  • ремонт и обслуживание объектов, проектирование строительства и реконструкции объектов;
  • обеспечение вагонов-измерителей и мобильных комплексов высокоточной аппаратурой позиционирования.

 

4. Экология:

  • мониторинг обстановки и инфраструктуры;
  • оперативный и долгосрочный прогноз экологической обстановки;
  • предупреждение и ликвидация опасных экологических ситуаций.

 

5. Обеспечение геодезических и картографических работ:

  • изыскание, проектирование и строительство железных дорог, коммуникаций, инженерных сооружений;
  • создание карт, схем, планов, построение плана и профиля пути, поперечных разрезов земляного полотна, рельефа полосы отвода;
  • разработка цифровых моделей железных дорог и объектов инфраструктуры;
  • инвентаризация и создание кадастра объектов инфраструктуры;
  • определение границ земельных участков;
  • составление корпоративного реестра земельных участков и объектов недвижимого имущества, принадлежащих железной дороге.

Спутниковый мониторинг чрезвычайных ситуаций в зонах ответственности инфраструктуры железных дорог представлен на рисунке 2.

Карта затопления Волго-Ахтубинской поймы