• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 28/11, стр. 4, каб. 1203

Тел./факс: +7(495) 772-9590 * 26311, 26034

E-mail: bischool@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя по научной работе Корнилов Василий Вячеславович
Заместитель руководителя по международному сотрудничеству Комаров Михаил Михайлович
Заместитель руководителя по работе с абитуриентами и выпускниками Самодуров Владимир Алексеевич
заместитель руководителя по учебной работе Цуканова Ольга Александровна

Отзыв Валерии Горобец об обучении в летней школе «Альтернативные экономические и финансовые системы» в Австрии

Отзыв Валерии Горобец, студентки 2-го курса магистерской программы «Электронный бизнес» об обучении в летней школе «Альтернативные экономические и финансовые системы» в Австрии.

На обучение в летней школе Альтернативные экономические и монетарные системы AEMS в Вене я получила грант от партнерского университета Школы бизнес-информатики – Университета прикладных наук Technikum Wien в Австрии. Сама программа создана Венским университетом природных ресурсов и прикладных наук BOKU, но зачастую преподавателями были приглашенные гости: от бизнес-менторов, которые учили нас стратегиям внедрения системных изменений, до сотрудников Австрийского центрального банка, рассказывающих про возможности урегулирования экономических кризисов и криптовалюту.

Школа направлена на изучение границ применения текущих экономических моделей и подразумевает получение междисциплинарных знаний из области экономики, естественных наук и философии. Например, одна из первых лекций была про экологические границы роста экономики. Мы говорили о том, как важно учитывать ресурсные возможности не только каждой страны, но и мира в целом. По этой теме у нас даже было моделирование ситуации переговоров в Международном институте прикладного системного анализа IIASA, где студенческую группу разделили и дали роли представителей США, Китая, Индии, Европейского союза, прочих развитых стран (Россия, Канада, Япония, Новая Зеландия...) и развивающихся стран (Африканские страны, страны Южной Америки...). Задачей групп было договорится о двух пунктах: 1) сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу до уровня, который не позволит повыситься средней температуре планеты больше, чем на 2 градуса к 2100 году 2) договориться о разделении затрат для покрытия расходов развивающихся стран для перехода на использование возобновляемых источников энергии, которые помогут этим странам сократить выбросы парниковых газов (необходимо договориться о сборе около 100 млрд $ в год). В итоге нам удалось достичь соглашения, однако не с первого раза - нам понадобилось три итерации, чтобы страны смогли договориться в нашей игре. В реальности же страны пока не пришли к единому соглашению на Международной конференции по климату в Париже в 2015 году, поэтому к 2100 году средняя температура планеты может повысится на 4,8%, что приведет к непоправимым последствиям – в некоторых частях света к затоплению островов и прибрежных зон (в том числе целых стран и городов), в других – к засухе, кризису сельского хозяйства и перераспределению ресурсов пресной воды.  

Еще одна ключевая тема - альтернативные монетарные системы. Чаще всего такая монетарная политика призвана сократить зависимость конкретной страны от глобальной экономики и курса доллара. Уже более 80 лет очень успешным кейсом является использование такой альтернативной валюты как WIR в Швейцарии, которая помогает поддерживать локальных производителей. Также необычным примером можно назвать время как альтернативную валюту, практикующуюся в Японии: с помощью государственной программы молодые люди могут помогать старшему поколению по бытовым делам и зарабатывать время для себя в старости, когда им тоже понадобится помощь от молодого поколения. Конечно, в таких случаях государство должно выступать гарантом исполнения обязательств такого рода, потому что базис создания альтернативной валюты - доверие к ней.

Конечно, можно долго рассказывать о темах, которые мы затрагивали в программе AEMS, однако ключевым преимуществом программы для меня стала возможность общения с людьми из 45 разных стран со всех континентов. Программа построена таким образом, что у нас было очень много домашних групповых работ и обсуждений в классе, поэтому мы по-настоящему много времени провели за обсуждением опыта обучения и взглядов на экономику в разных странах. Выпускной проект, например, мы делали с ребятами из США, Индии, Италии и Израиля, чтобы создать универсальную концепцию обучения экономическим проблемам, связанным с экологией, для школьников младших классов во всем мире. Только в таком международном обществе можно понять, как сильно разнятся подходы к экономике, экологии, этике и в целом к обучению, и как сложно договориться о единых дальнейших шагах в сфере экономического развития.

Я благодарна Школе бизнес-информатике, Университету прикладных наук Technikum Wien за представленную возможность принять участие в данной летней школе.