• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

тел./факс: (495) 771-32-38
ул. Кирпичная, 33
индекс: 105187
e-mail: bischool@hse.ru

 

Руководитель Школы — Мальцева Светлана Валентиновна

 

Заместитель руководителя Школы по науке и работе с партнерами — Корнилов Василий Вячеславович

 

Заместитель руководителя Школы по учебной работе — Цуканова Ольга Александровна

 

Заместитель руководителя Школы по международному сотрудничеству — Комаров Михаил Михайлович

 

Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами и выпускниками — Самодуров Владимир Алексеевич

 

 
Мероприятия
Статья
A Decision Phases of a Supply Chain Management: A Proposed Decision Support System to Boost Organizational Decision Making

Desmond D.K. Attadjei, Yash Madhwal, Peter B. Panfilov.

International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. No. 2.28. P. 157-159.

Глава в книге
A Nonlinear Dynamical Approach to the Interpretation of Microblogging Network Complexity

Dmitriev A., Дмитриев В. А., Tsukanova O. A. et al.

In bk.: Studies in Computational Intelligence. Vol. 689: Complex Networks & Their Applications VI. Springer, 2018. P. 390-400.

Препринт
Russia’s Water Resources 2030: Plausible Scenarios

Saritas O., Proskuryakova L. N., Sivaev S.

Science, Technology and Innovation. WP BRP. Высшая школа экономики, 2015. No. 42.

Как я провел лето: о цифровых инновациях и не только

В этом году по направлению "Бизнес-информатика" стартовала новая программа - "Цифровые инновации в управлении предприятием", программа двух дипломов с Лондонской школой экономики (LSE). 

Особенно приятно получить первый отзыв студента этой программы. Максим Дьяков, студент 3-го курса студенты бакалаврской программы «Бизнес-информатика» рассказывает о своих впечатлениях от знакомства с LSE в рамках прошедшей недавно летней школы.

Летняя школа LSE

Лето — это отличное время, чтобы задуматься над образованием и найти время для направлений, которые давно интересовали, но на которые не получалось найти время во время учебы или работы. Однако это не всегда запланированные действия. Так, в этом году мне посчастливилось попасть в летнюю школу Лондонской школы экономики и политических наук в рамках сотрудничества НИУ ВШЭ и Университета Лондона по программе двух дипломов «Цифровые инновации в управлении предприятием», которую реализует Школа бизнес-информатики факультета бизнеса и менеджмента.

Я узнал о поездке в середине июня и на выбор оставалось только два варианта: вторая сессия с начала июля и третья уже с конца июля. Каждая сессия длиться 19 дней и подразумевает набор курсов по различным направлениям, которым обучают в университете: от международного права до математических наук. Нужно выбрать только один курс, поскольку обучение проходит довольно интенсивно и занимает 6-7 часов день, но об этом позже.

Изначально я хотел попасть на вторую сессию, так как на август были другие планы и в был доступен курс “Management and Economics of E-Business”, который мне сразу понравился, но к сожалению ввиду относительно длительного процесса получения визы (рассчитывайте на 14 рабочих дней), этому не суждено было сбыться, о чем я впоследствии ничуть не жалел.

Из курсов доступных на третьей сессии мне больше всего понравилась программа “Open Innovation”. О ней я расскажу чуть позднее, но в целом по общению со студентами с других курсов скажу, что все программы были представлены на высоком уровне, и слегка разочарованными остались только те, кто выбрал курс, который уже изучал до этого. Также в первые два дня была возможность поменять курс на любой другой, где оставались свободные места.

На этом закончу с вводной частью и далее детально расскажу об университете, моем курсе и о жизни в Лондоне.

Об LSE

  • университет
  • администрация, преподаватели, студенты
  • социальная программа

Как я упоминал ранее, летняя школа проходила на базе Лондонской школы экономики и политических наук. Университет был основан в 1875, он находится в центре Лондона, в нем обучаются около десяти тысяч студентов, более половины из которых - иностранцы. Также LSE входит в топ 40 университетов мира по версии QS. В этом году летняя школа LSE отмечала 30-летие.

Все кампусы университета расположены в одном квартале. На территории университета удобно расположились книжные, канцелярские и продуктовые магазины, кафе и бары (культурный отдых тут остается культурным).

Отдельно хочется отметить библиотеку, которая выполнена в формате огромного “open space”, где можно комфортно посидеть как с собственным компьютером, так и забронировать стол или переговорную комнату для командной работы. И конечно же здесь есть стационарные компьютеры, которыми может пользоваться любой студент университета, а для ценителей мобильности доступна аренда ноутбуков.

В таких пространствах удобно готовиться к занятиям, так как все вокруг работают и это придает дополнительную мотивацию. При этом можно выбрать между “quiet zone”, где соблюдается абсолютная тишина, так и обычные места, где можно свободно общаться, работать командой.

Также есть сервис индивидуальной помощи студентам с написанием курсовых и других работ: записываешься на консультацию и обсуждаешь текущие проблемы и вопросы со специалистом широкого профиля. Конечно, это не заменит общения с научным руководителем, но есть довольно много случаев, когда, например, нужно получить оценку со стороны или рассказать о текущих сложностях, и тут подобный сервис приходиться как нельзя кстати.

Пара слов об опыте общения с администрацией университета. Даже по отзывам студентов из других университетов Великобритании работу персонала все оценивали на высшем уровне. Любой представитель университета выслушает проблему и постарается помочь с её решением, даже если она находится не в его зоне ответственности.

Что касается преподавателей, они пытаются поддерживать максимально близкий контакт со студентами. И это касается и семинаристов, и лекторов. Они готовы обсуждать любые вопросы, связанные непосредственно с дисциплиной или жизнью в университете. Также все стараются привнести максимум интерактивности в обучающий процесс. При этом нельзя сказать, что это вызвано только прикладным характером моего курса. Так как, например, каждую лекцию повторяется пройденный материал в формате вопрос-ответ, где вопросы задаются на понимание, а не просто повторение терминов и определений.

Как сказал один из преподавателей, LSE не занимается обучением в стандартном понимании, она учит быть успешным, и поэтому её так высоко ценят. Из опыта, который был у меня, это проявляется в том, что процесс обучения не пытается огородить студента от внешнего мира, создать лабораторные условия, наоборот, если что-то изучать или пытаться создать, то это нужно делать на том, что тебя окружает в текущий момент. Этот подход проповедуют и другие лучшие университеты мира, например MIT, и он действительно работает.

Ну и конечно же самое главное в университете — это студенты. Я могу рассказать преимущественно только о тех, кто учился на летней школе. Однако в любом случае, я считаю это значимым показателем.

В зависимости от курсов контингент менялся. Так на математических науках преимущественно обучались студенты из Азии, тогда как на социальных направлениях в большинстве были студенты европейских стран. На моем направлении равномерно присутствовали представители всех стран, что делало его более интересным и несколько уникальным.

Студентов можно разделить на два типа: те, кто проходил курсы ради кредитов или саморазвития. При этом возраст варьировался в промежутке от 18 до 40 лет, хотя преимущественно это были студенты старших курсов.

Также хочу рассказать о социальной программе университета. На первой неделе состоялась приветственная встреча, которая была направленная на знакомства студентов между собой и нетворкинг. В ходе самой школы практически каждый день проходили лекции и воркшопы по различным тематикам. Я посетил встречу с представителем местного акселератора Zinc и стартапами по социальной тематике, которые прошли через него. Было довольно интересно послушать, о том, над чем и как работают компании в подобном, не столь популярном у нас направлении. И в целом узнать о предпринимательстве в Великобритании. И также я был на воркшопе по разработке сайтов. Мне было интересно пообщаться с местным комьюнити разработчиков и студентами факультетов компьютерных наук, посмотреть, как они проводят подобные занятия. В целом было довольно интересно, основной подход к обучению тут заключается в том, что каждый может стать хорошим разработчиком, если приложит усилия, и практикоориентированность - обучение происходило в формате вёрстки копии сайта, за который проголосовал зал.

Летняя школа закончилась прощальной вечеринкой, где можно было познакомиться со студентами и преподавателями с других направлений, обменяться отзывами и эмоциями.

О летней школе

  • о чем мой курс
  • как проходила учеба
  • экзамены

Это был мой первый опыт подобной образовательной поездки. До этого я довольно часто ездил за границу, чтобы принимать участие в хакатонах: там присутствовал и нетворкинг, и в каком-то формате образование, однако хакатон это в первую очередь соревнование, поэтому в этот раз для меня опыт был совершенно уникальный.

Мой курс назывался “Open Innovation”. В нем рассматривались наиболее популярные методики открытых инноваций и их реализация, процесс инноваций в компании, и бизнес модели, построенные на открытых инновациях.

“Open innovation is really about companies making much greater use of external ideas and technologies in their own business and letting their unused ideas/ technologies be used by other companies.”

Если вам интересно как использовать open source, crowdsourcing, lead users, innovation intermediaries, с какими проблемами компания может столкнуться на пути к инновациям, почему череда успешных открытий — это также плохо, как и постоянные провалы, как совмещать работу над совершенствованием текущего продукта и разработку принципиально новых, то этот курс для вас. Начать советую с книги “Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology” Henry W. Chesbrough.

Обучение состояло из трех компонент: лекции, семинары с разбором кейсов, работа над проектом. В день проходило две лекции и один семинар, продолжительность каждой пары - стандартные час двадцать. На моем курсе лекции проходили во второй половине дня: с двух до пяти, а семинары в разное время в промежутке с 9 до 12. На других потоках было наоборот: лекции утром, семинары вечером.

На лекциях разбиралась теория, при этом также присутствовали моменты интерактивного обучения. Например, когда лектор сначала записывал ответы из зала, и потом сопоставлял их с тем, что есть в слайдах. Это позволяло сохранять тонус и интерес на все три часа. Также материал сопровождался вставками примеров реальных кейсов и практик, в том числе в видео формате.

Семинары, посвящённые разбору кейсов, проходили в довольно привычном после обучения в НИУ ВШЭ формате: обсуждение ключевых моментов, схожие примеры из других компаний, выдвижение гипотез как могло бы пойти иначе, что можно было сделать лучше.

И наконец самая интересная часть курса - работа над проектом. Нужно было применить один из типов открытых инноваций - crowdsourcing - и создать прототип продукта, который решает одну из обозначенных проблем: популяризация донорства крови, выращивание еды дома и т.д. Проект выполнялся в командах по 6 человек.

Моя команда состояла из грека, тайваньки, двух китайцев, один из которых живет и работает в Лондоне, девочки из Калифорнии. Мы работали над проблемой нехватки мотивации для занятий спортом. Проект состоял из четырех частей: проработки проблемы, сбора идей по её решение (crowdsourcing), обработки ответов и составление лучшего решения, создания прототипа и составление бизнес-модели.

Работа над проектом шла практически на протяжении всего курса. Для этого были выделены специальные семинары, где преподаватель рассказывал детали каждого из этапов, просматривал и давал отзыв о текущем состоянии проекта. Во вне учебное время мы собирались командой, чтобы обсудить планы, распределить задачи, объединить то, что получилось.

Самым интересным этапом был сбор идей как решить текущую проблему, поскольку чтобы достичь наилучшего результата, нам нужно было получить независимые и децентрализованные ответы от как можно более разных людей (по возрасту, местоположению, интересам и т.д.), и после агрегировать полученные ответы в одно решение.

Нам удалось собрать 150 ответов из 12 стран. Итоговый продукт представлял собой сервис, который объединяет людей из одного города с одинаковой целью: подготовиться к пляжному сезону, сходить в поход или забраться на Эверест. После чего для них разрабатывался план достижения цели: программа групповых спортивных упражнений, варианты поездок, необходимая экипировка и так далее.

Финальная защита проекта оценивалась на 30 процентов от итоговой отметки за курс и проходила в формате защит проектов: мы рассказывали о работе над проектом, демонстрировали финальное решение и отвечали на вопросы.

Более подробно с проектом можно ознакомиться, посмотрев презентацию.

Как я упоминал ранее, защита проектов оценивалась только на 30% от итоговой отметки за курс. Остальные 70 - экзамен. Он проходил в письменном формате: за 2 часа нужно было ответить на 5 открытых вопросов, каждый из вопросов состоял из 3-5 подпунктов, которые необходимо было раскрыть. Вопросы проверяли как знания теоретического материала, например, нужно было бы сопоставить несколько методик, описать отличия и сходства, насколько студент усвоил кейсы, например, какие шаги приняло руководство компании и что можно было сделать по-другому, и применение всех полученных знаний на практике: описывалась ситуация было необходимо аргументированно расписать возможные сценария поведения.

Для подготовки к экзамену были доступны все презентации с лекций и семинаров в электронном формате. Также лектор выделил две лекции под разбор заданий с прошлого года, повторение всего материала и ответы на вопросы учеников.  При этом список вопросов к экзамену студентам не выдавался, что я считаю правильно, так как это позволило проверить насколько студенты овладели темой целиком, а не отдельными её аспектами.

По собственному опыту могу сказать, что очень помогли конспекты лекций и семинаров, так как были довольно важные вещи, на которые преподаватель сделал отдельный акцент и которые нельзя было понять или вспомнить просто просмотрев лекции. У меня финальная подготовка заняла около 12 часов, так как за 3 недели мы успели пройти довольно много материала, плюс проработали 5 кейсов.

На финальный экзамен, так как он был необязательным, если вам не нужны кредиты, пришло 60% процентов потока. Мое мнение: не было слишком сложных заданий, однако все они предполагали довольно развернутый ответ, при этом времени для их выполнения было не слишком много. Также хоть, и шкала перевода первичных баллов была довольна лояльна, никто не получил А+ (>80%). Я думаю, что это было вызвано необходимостью уходить в детали, чтобы получить полный балл.

Я получил итоговую отметку A-, что, я считаю, довольно неплохо. Конечно, хотелось бы иметь максимальный балл, однако главное — это не оценка, а знания, и на этой школе я узнал довольно много нового, что поможет мне в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности.

О жизни

  • Лондон
  • жилье
  • питание

И в заключение хочется немного рассказать о повседневной жизни в одной из самых красивых и дорогих столиц мира.

Во время учебы, особенно в первые дни, а также в выходные было достаточно свободного времени, чтобы познакомиться с Лондоном. Также я практически всегда, если путь не превышал 4-5 км, ходил пешком. Я посетил 7-9 музеев (огромный плюс Великобритании для студентов-туристов в том, практически все музеи бесплатные). Однако больше всего мне понравилось просто гулять по городу: различные стили архитектуры, ухоженные и красивые парки, достопримечательности. И Лондон поистине огромен. За все время пребывания, он не то, что не наскучил, я даже не успел посмотреть весь город. А ведь еще всего в часе езды от него находятся множество интересных мест: Оксфорд, Кембридж и т.д. Не вижу смысла подробно описывать свои впечатления, так как довольно сложно передать подобное словами, и как говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

На протяжении всей поездки я жил в общежитии университета в районе Лондонского моста, что в сорока минутах ходьбы от университета. Само здание состояло из 6 блоков/подъездов. На первом этаже располагались места, где можно посидеть, поделать домашнее задание, отдохнуть за партией в настольный теннис или бильярд. Также было помещение для работы за компьютерами, где можно было при необходимости что-то распечатать или воспользоваться университетским компьютером.

Комнаты в этом общежитии были в формате отельных одноместных номеров с индивидуальными ванными комнатами. На блок из 6 комнат приходилась одна большая кухня со всеми необходимыми приборами для хранения и приготовления пищи, однако там практически не было посуды.

В целом общежитие оставило крайне положительные впечатления: чистое, уютное, с продуманной планировкой для жизни, учебы и отдыха.

Что касается питания, то во время учебы оптимальным вариантом оказалась столовая в корпусе университета, так как цены были такие же, как и в ближайших заведениях, при этом не нужно было далеко идти и всегда присутствовал хороший выбор. Также, для тех, кто проживал в общежитиях, были бесплатные завтраки. В среднем обед выходил в 7-9 фунтов, ужин я готовил сам, поэтому будни были довольно экономичные в плане расходов. В городе также есть довольно много хороших мест, где можно поесть, и если не брать фастфуд, то хороший обед выходил в 10-15 фунтов.

Подводя итоги

Для меня это была одна из самых интересных поездок. Летняя школа позволила удобно совместить образование в одном из лучших университетов в мире со знакомством с красивым городом с интересной историей. Однозначно рекомендую задуматься над подобным форматом летних каникул для всех, кто хочет провести интересное лето с пользой.

А студенты образовательной программы «Цифровые инновации в управлении предприятием» имеют также возможность на получение такого же гранта, как у меня от Лондонской школы экономики!